Положение о школьном лесничестве "Росток"

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Школьное лесничество – это общественное эколого-лесохозяйственное объединение обучающихся (школьников), создаваемое на добровольных началах при участии педагогов и специалистов лесного хозяйства в целях воспитания у учащихся бережного, экологически и экономически обоснованного, социально активного отношения к природе, углубления знаний подростков в области лесного хозяйства и экологии, умения осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств, сохранение и усиление защитных, оздоровительных и иных природных функций леса.

В своей деятельности школьное лесничество опирается на законы и постановления правительства РФ по лесопользованию, восстановлению, охране и защите лесов.


1.2. Задачи школьного лесничества:

- образовательные: изучение леса как природного биогеоценоза, основы государственного лесного фонда; овладение теоретическими и прикладными знаниями в области экологии и биологии леса, лесоведения и лесоводства, лесовосстановления, лесоинвентаризации, охраны лесов от пожаров, защиты от вредителей и болезней; опытническое дело, постановка экспериментов и лесных исследований по методикам и программам, разработанным научными сотрудниками учебных и научно-исследовательских учреждений;

- воспитательные: воспитание у учащихся бережного отношения к лесу и его обитателям, сознательного подхода к восприятию экологических проблем в области природопользования, устойчивой мотивации к решению актуальных задач по сохранению и воспроизводству лесных ресурсов, их многоцелевому устойчивому использованию;

- социальные: развитие у учащихся социальной активности, через оказание помощи организациям, ведущим лесное хозяйство, в проведении лесохозяйственных мероприятий; улучшение социальной адаптации подростков в трудовом коллективе и обществе, развитие осознанного интереса к производительному труду, профессиональная ориентация;

- пропагандистские: организации и проведение профилактических мероприятий по охране и защите государственного лесного фонда; пропаганда среди школьников и населения знаний о лесе и его обитателях, налаживание и развитие сотрудничества со средствами массовой информации;

- практические: овладение технологиями и практическими навыками проведения лесохозяйственных мероприятий (охрана лесов от пожаров, защита от вредителей и болезней, выращивание посадочного материала, посадка и посев леса, уход за лесными культурами, сбор лесных семян, лекарственного, технического и пищевого сырья, охрана и расселение муравейников, выявление и охрана редких растений, животных и птиц, памятников природы).


2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА.

2.1. Школьное лесничество создаётся на базе Пантелеймоновского лесничества Кировского лесхоза и МОУ «СОШ ЛГО с. Ружино».

2.2. Школьное лесничество осуществляет свою деятельность на территории лесохозяйственного учреждения, выделенной и закреплённой за ним в установленном порядке, и на территории МОУ "СОШ ЛГО с. Ружино ".

2.3. Школьное лесничество работает в соответствии с планом (программой), разработанным им самостоятельно в соответствии с задачами, определяющими интересы его членов, специфику и потребность базовых учреждений.

2.4. Содержание работы школьного лесничества определяется задачами экологического воспитания и образования учащихся, экологического просвещения населения, направленностью производственной деятельности базового лесохозяйственного учреждения, заданиями по опытно-исследовательской тематике научных учреждений, учебных заведений, специалистов лесного хозяйства, лесопользователей, учителей школ и педагогов дополнительного образования.

Члены школьного лесничества могут участвовать в выполнении следующих видов работ:

- посадка и посев леса, уход за лесными культурами и лесосеменными плантациями; закладка питомников и дендрологических участков, уход за ними; выращивание посадочного материала, озеленение населенных пунктов и так далее;

- участие в проведении профилактических мероприятий по охране лесов от пожаров, выявление очагов вредителей и болезней леса и своевременное оповещение об этом, лесонарушений;

- охрана полезных насекомых, зверей и птиц, проведение биотехнических мероприятий (заготовка кормов для зимней подкормки и подкормка диких животных, изготовление и развешивание искусственных гнездовий, кормушек), огораживание муравейников и так далее;

- сбор лесных семян деревьев и кустарников (без подъема в крону деревьев), лекарственного, технического и пищевого сырья;

- выявление и охрана редких растений, животных, птиц, памятников природы, организация микрозаказников;

- проведение фенологических наблюдений; опытническая и учебно-исследовательская работа по программам, разработанным научными сотрудниками учебных и научно-исследовательских учреждений, заданию лесхоза;

- организация музеев и уголков природы, учебных экологических троп и проведение тематических экскурсий;

- пропаганда вопросов охраны и защиты леса, участие в смотрах, конкурсах, слетах, тематических праздниках и других мероприятиях лесохозяйственного направления.



3. РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА.

3.1. Общее руководство всей деятельностью школьного лесничества осуществляется школой совместно с Пантелеймоновским лесничеством. Директор школы и руководитель Пантелеймоновского лесничества в равной степени несут ответственность за постановку работы в школьном лесничестве, создание безопасных условий труда учащихся, соблюдение ими правил техники безопасности и производственной санитарии, обеспечение необходимых условий их труда, быта и отдыха; утверждают план работы школьного лесничества. 

3.2. Руководитель школьного лесничества назначается директором школы из числа педагогических работников. Он отвечает за организацию работы школьного лесничества в целом, осуществляет педагогическое руководство его деятельностью, участвует в разработке программы и обеспечивает её выполнение, руководит теоретическими и практическими занятиями, следит за соблюдением режима труда и отдыха, санитарно-гигиенических условий труда и быта школьников, правил по технике безопасности.

3.4. Курирует работу школьного лесничества специалист лесного хозяйства, который назначается руководителем лесхоза.



4. САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЬНЫХ ЛЕСНИЧЕСТВАХ.

4.1. Организация производственной, учебно-воспитательной деятельности школьных лесничеств осуществляется на принципах самоуправления. Высшим органом самоуправления является общее собрание членов школьного лесничества. 

4.2. Общее собрание членов школьного лесничества:

- избирает из числа учащихся совет школьного лесничества (далее - совет), лесничего - председателя совета и помощника лесничего, который также входит в совет школьного лесничества;

- обсуждает и утверждает план работы на год и пути его выполнения;

- решает вопросы о приеме, поощрении и наказании членов школьного лесничества;

- подводит итоги работы за год.

4.3. Общее собрание собирается не реже двух раз в год.



5.ОХРАНА ТРУДА.

5.1. Члены школьного лесничества проходят обучение по охране труда в виде вводного инструктажа, первичного и повторного инструктажей на рабочем месте, а также целевого инструктажа при выполнении разовых работ. Обучение проводится руководителем школьного лесничества или инженером по охране труда Пантелемоновского лесничества. 

5.2. Члены школьного лесничества допускаются к работе только после проверки их знаний по охране труда, проводимой методом устного опроса каждого лица и соответствующей записи в журнале по охране труда.

5.3. Педагогические работники, специалисты лесного хозяйства, привлекаемые к руководству работой школьного лесничества, осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства и об охране труда, действующих нормативных правовых актов по производственной санитарии, пожарной безопасности.

5.4. Члены школьного лесничества работают только в дневное время, не допускаются к работе с ядохимикатами.

5.5. Запрещается использование труда членов школьного лесничества для выполнения работ в зонах радиоактивного загрязнения.