Моя педагогическая философия

Вселенная, Природа, Человек — сложный мир. И я, учитель биологии, — маленькая частица мира, которого волнуют многие вопросы: Как возник этот сложный мир, каков он? Всегда ли он существовал и был таким, а если не всегда, то, что было вначале; будет ли он существовать вечно? И если да, то каким он будет в будущем?

Все мы, жители нашей планеты Земля, — дети Природы, Вселенной, и с рождения наша жизнь развивается по законам природы, и чем старше мы становимся, тем больше наша жизнь подчиняется законам общества, в котором мы живем. Законы Природы — всюду, они рядом, ими пронизано время, и биология раскрывает все проявления жизни, помогает понять законы Природы. Но не многим дано их видеть. Счастлив тот, кому эти законы будут открыты, кто научится распознавать маленькие тайны Вселенной. Я — учитель, у меня как у педагога здесь своя роль. Я знакомлю детей с жизнью во Вселенной в разных ее проявлениях. Человеческая жизнь — это в первую очередь сознание, которое начинается с обобщения, у всех людей Земли обобщение начинается с языков. Элементарная частица языка есть слово. Слово — это средство общения и средство ориентации в окружающем нас мире. Урок немыслим без слова — ведь это возможность общаться с детьми. Я всматриваюсь в их глаза: сколько в них чувств, переживаний! Глаза ребенка — это состояние души, в которой можно узнать многое. Чтобы узнать больше о ребенке, сердце учителя должно быть не только добрым, но и зрячим. Ведь сердце — инструмент учителя, познания не только самого себя, жизни, а в первую очередь души ребенка.

«Жизнь — бесконечное познание, бери свой посох и иди...». И я иду на экскурсии в природу, в походы по родному краю, общаюсь с ними и помогаю им раскрывать тайны Природы, наслаждаться Природой и испытывать радость от общения с Природой.

Как трудно быть учителем, но трудно быть и учеником. Звучит вроде бы смешно. А если поставить вопрос так, как часто я спрашиваю себя: «Думаю ли я о детях?». И если нет на него ответа, то нет учителя. Любовь и доброта — лучшие качества учителя в общении с детьми и с Природой. Ведь у каждого ребенка есть потребность не только в общении, но и в эмоциональном контакте. Я не боюсь говорить ребенку, что у него сегодня на уроке все получается, и часто произношу «молодец», «умница», «я рад за тебя» даже тогда, когда успехи ученика более чем скромны. Ведь это воспитывает у ребят уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг более твердым, испытывать чувство похвалы за свой труд, ведь это пробуждает интерес к знаниям. Если учитель стремится только давать знания, не интересуется внутренним миром своих учеников, их эмоциями, то учащиеся не смогут понимать своего учителя. Бывает так, что я говорю ребенку неприятные вещи, могу быть строгой и требовательной, но если ученик чувствует, что я интересуюсь его делами, хочу понять его, искренне помочь, остаться хранителем его детских тайн, которые он доверил мне, то он примет мои замечания, поверит и сохранит уважение и признательность. 

Таким образом, язык призван способствовать общению между учителем и учеником. Чтобы один понимал другого, чтобы каждый смог быть понятым, то есть через язык выразить часть своего «Я» — мысль, настроение, состояние, свое отношение к Природе. Мысль — это еще одно великое благо, как и Слово, которым природа наградила человека. Мысль, как средство сознания, помогает мне осуществлять индивидуальный подход в обучении детей. Мысль — удивительная сила — созидательное начало, которое есть у каждого здорового ребенка, является источником творческого потенциала, который учитель способен раскрыть. Родившись однажды в сознании человека, мысль никуда не исчезает бесследно. Мышление беспредельно, его я стараюсь развить через язык, через чувства. А чувственное познание начинается со знания возрастной психологии — ведь это дар природы, которым она награждает учителя. Без знания возрастной психологии вслепую пойдет учебный процесс. Чувственное познание роднит человека со всеми живыми существами, но человек вычленяется из животного мира благодаря развитию его чувств. А сколько эмоций и чувств у ребенка на уроке, когда он наблюдает за объектом природы, смотрит в микроскоп и видит одноклеточные организмы, способные выжить в любых условиях! Сколько своих чувств вкладывает он, когда читает стихи о природе, переживает своим сердцем экологические катастрофы и старается постичь все! Ведь познание природы должно быть пронизано радостью. Мы живем в замечательное время, которое можно назвать веком знаний. Я радуюсь, что дети любят учиться; я вижу, как бережно и трепетно они относятся ко всему живому; я уверен, что будущее надежно в их руках.

Я — учитель биологии. Каждый день я открываю школьную дверь и прихожу в класс. Звенит звонок и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные глаза — любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я, маленькая частичка Вселенной, дарю им счастье познания и общения, ведь я — человек, учитель, биолог, помогающий ученикам познать себя, поверить в свои возможности, добиться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть и честь.